Новости

Как вырастить успешного хоккеиста? - Часть 3
31.03.2023

Как вырастить успешного хоккеиста? - Часть 3

Улучшите игрока - улучшите всю команду!

Предыдущие части:

Часть 1

Часть 2

Поскольку мы уже обсудили важность техники катания и завершения, мы могли бы продолжить разговор о других навыках. Передачи, обработка, контроль шайбы, возврат шайбы, блокирование броска и т. д. Несомненно, в ходе матча важны все игровые действия. Мы выбрали два, о которых говорили в предыдущих статьях, потому что они играют ключевую роль в том, что больше всего нравится зрителям в хоккее. Это - динамизм, интенсивность, скорость и голы. Но давайте теперь порассуждаем о чем-то, что находится вне поля стандартных видов деятельности. О чем-то, что объединяет практически все отдельные навыки в сложное индивидуальное исполнение игрока и объединяет игроков в одно компактное целое. Об игровом мышлении. Мы не будем переписывать уроки из учебников, но хотим задуматься о том, что игрок (а также тренер) должен делать, чтобы сочетать повышение квалификации с игровым мышлением.

Совершенствование техники навыков в основном реализуется так называемыми «строевыми» упражнениями, когда игрок много раз подряд повторяет сложное движение или только определенную часть движения и вырабатывает привычку. Этот метод прост в реализации, и прогресс в виде более эффективного выполнения двигательной задачи обычно хорошо заметен. Мы используем ту же процедуру и в наших центрах и не видим в этом ничего плохого, если она применяется разумно, учитывая возраст и вовлеченность игрока.

Однако процесс не может заканчиваться совершенствованием реализации данного навыка в тренировочных условиях. Последующая задача игрока и тренера состоит в том, чтобы перенести достигнутые улучшения навыков на лед, в игровые условия. Это является более сложной задачей, поскольку быстро и постоянно меняющиеся условия требуют от игрока способности последовательно обновлять данный навык во время матча и адаптировать его. Иногда ему приходится импровизировать и реализовывать навык иначе, не так, как он отрабатывал его на тренировке. В матче игрок реагирует (думает) на изменяющиеся условия и пытается преобразовать свои мысли в конкретный результат, используя навыки (отбирает шайбу у конкретного игрока в определенном пространстве, передает шайбу конкретному товарищу по команде, чтобы создать новое пространство, открывается в свободную зону, чтобы стать новым вариантом розыгрыша для партнеров). Это диаметрально иная задача, чем во время тренировки («строевой подготовки»). Поэтому мы считаем, что необходимо как можно быстрее объединить процесс восприятия, принятия решения и реализации одного или нескольких последовательных действий в единое целое.

Наш процесс заключается в том, что мы сначала пытаемся помочь игроку создать правильное представление о выполнении действия посредством тренировочного упражнения соответствующей интенсивности и сложности (например, броски при катании вперед). В последствии мы вставляем данный навык в цепочку «воспринимаем - выбираем решение – реализуем». Для активации восприятия мы используем инструмент Peripheral Navigation для работы с периферическим зрением игрока, с помощью которого генерируем стимулы в пространстве вокруг игрока, которые игрок должен зафиксировать и оценить. В то же время мы вырабатываем привычку держать голову прямо во время игры. Точно так же, как мы можем развивать предпосылки движения и технические навыки, мы также можем улучшать способность глаза улавливать стимул или стимулы. Если мы позволим игроку получать больше стимулов, мы также позволим ему принять лучшее решение. Бесполезно просить игрока принимать правильные решения, если ему не на чем его основывать. Улучшение зрения посредством преднамеренной тренировки будет иметь эффект на протяжении всей цепочки совершенствования навыков.

Мы постоянно проверяем успешность выполнения навыка с помощью объективной диагностики (например, оценивая точность и силу броска). Если игрок выполняет данное двигательное задание с большим успехом, мы пытаемся оценить сложность задания, ускоряя стимулы, которые игрок должен воспринимать и обрабатывать, а также увеличивая сопротивление. Последним этапом является постановка игрока в ситуации, аналогичные условиям матча во время тренировки на льду, где двигательная задача выполняется в игровых условиях при реальном противодействии соперника. Большое количество повторений игрового навыка, реализуемого в первой и второй фазе, должно обеспечивать его закрепление и технически правильное выполнение ключевых элементов вне зависимости от сложности сопротивления. Цель состоит в том, чтобы во время игры игрок не думал о способе реализации, который мог бы затормозить его в принятии решений, а концентрировался на том, чтобы наиболее адекватно реагировать на происходящее в матче. Таким образом, у игрока есть возможность быстро соображать и в то же время успешно реализовывать (например, бросать точно и сильно) свои идеи.

Хорошо реализованные навыки, хранящиеся в долговременной памяти, позволяют игрокам сосредоточиться в основном на процессе восприятия и принятия решений. Если им не нужно сосредотачиваться на том, как выполнять навык, игра становится быстрее. Большее количество полученных стимулов из окружающей среды и их быстрая обработка могут сделать игроков более творческими. При этом важно, чтобы игроки сами могли контролировать скорость запоминания стимулов в долговременной памяти. У каждого человека свой темп обучения, и слишком быстрое обучение может иметь, как ни парадоксально, прямо противоположный эффект.

Долгосрочный план развития игрока – это не только важный документ, но, прежде всего, это стиль подхода тренера к игроку. Полноценное развитие умений с их эффективной интеграцией в игровой сюжет занимает несколько лет. Это процесс, который требует осмысленного планирования, постепенного увеличения сложности и вовлечения игрока. Также необходимо иметь в виду, чтобы игроки, особенно в юном возрасте, не подвергались чрезмерно интенсивным хоккейным тренировкам. Всесторонняя подготовка или участие в других видах спорта поможет компенсировать одностороннюю нагрузку, укрепить двигательные стереотипы, а также развить игровое творчество. Ни тренеры, ни родители не должны забывать об этих фактах.

Мы оцениваем вовлечение игроков, независимо от их возраста, абсолютно ключевым элементом. Тренер — это проводник игрока в процессе совершенствования и развития, но игрок — это двигатель. Поэтому крайне важно выбирать такие формы и методы тренировок, которые позволяют игрокам всех возрастов быть увлеченными и жаждущими тренироваться. О том, как этого добиться в отдельных возрастных категориях, поговорим в следующий раз.